Джаз-фьюжн – эксперимент по слиянию жанров


Джаз-фьюжн вступил в свою экспериментальную фазу лишь в конце 60-х гг. Основу составили смелые попытки отдельных исполнителей соединить выразительную джазовую импровизацию, блюз, рок, академическую и поп-музыку. Сегодня джаз-фьюжн – это феерия стилей и гармония мастерства.

Джаз-фьюжн

Джаз-фьюжн – революция или эволюция?

К средине 60-х годов прошлого столетия в прогрессивных овалах мировой музыки сложилась еще та, то есть революционная ситуация. Низкие частоты не могли, а высокие – по-прежнему не хотели сливаться в единую жанровую клетку, которая позже должна была эволюционировать в полноценный джаз-фьюжн. Поэтому Джулиану Аддерлею пришлось самостоятельно и в одиночестве оплодотворять назревший инновационный порыв. Донорами молодой экспериментатор избрал джазовый квант и атом танцевальной музыки.

Джаз-фьюжн

Таким образом, форточка нового жанра была приоткрыта, явив довольно перспективного младенца. Творчески-озабоченные исполнители тут же принялись на разные лады ухаживать за требующим все более калорийной пищи малышом. Немудрено, что неизбежная эволюция джаз-фьюжн протекала на фоне революционных экспериментов с саундом. В ход пускался весь доступный арсенал звукозаписывающих студий, исполнительских приемов, разножанровых стилей, инструментального оснащения, виртуозности и спецэффектов.

Уже к началу следующего десятилетия джаз-фьюжн расцвел, вобрав в ряды своих адептов плеяду выдающихся исполнителей и незаурядных музыкантов. Отдавали дань уважения этому жанру или украшали его своим творчеством Майлз Дэвис, The Byrds, Джимми Хендрикс, King Crimson, Mahavishnu Orchestra, Фрэнк Заппа, Weather Report, Soft Machine, Chicago. Список этих экспериментирующих революционеров можно продолжать до бесконечности… Мы же остановимся на троице великих мастеров, без композиций которых и джаз, и рок, и фьюжн выглядели бы незавершенно.

Джаз-фьюжн: Топ-3 Muzrestor.ru

На первой позиции вполне комфортно расположился один из самых именитых отцов-основателей джаз-фьюжн – американец Херби Хэнкок. Редкий случай полного взаимопонимания творческой фортуны и талантливого музыканта. Карьеру начал в 50-х годах в статусе фортепианного вундеркинда. Дальше были джаз, сценическое партнерство с Miles Davis, увлечение синтезаторами, буддизм, работа в кино, «Грэмми». Сольные работы Хэнкока позднего периода включают акценты на электронный фанк и техно-музыку.

Джаз-фьюжн
Джаз-фьюжн без Чика Кориа?! Конечно, нонсенс! Вторая строчка… без споров о мнениях. Мир электронных клавишных инструментов задолжал этому трудяге-творцу множество дивидендов. Кореа – воспитанник все той же экспериментальной лаборатории Майлза Дэвиса. Виртуозный пианист, композитор № 1 и основатель наиболее прославленной фьюжн-группы Return To Forever, где положили начало собственному успеху Эл Ди Меола и Стэнли Кларк. Троекратный покоритель «Грэмми»

Джаз-фьюжн
Невозможно оставить в стороне «Арсенал» – детище прославленного саксофониста Алексея Козлова, сумевшего в советскую эпоху пробить для джаз-фьюжн «железный занавес». В названии коллектива отображена суть исповедуемого музыкантами творческого кредо. Отсутствие страха в экспериментальном подходе позволило удачно соединить возможности разнообразных инструментальных средств, концептуальную целостность произведений и слияние, на первый взгляд, самых противоположных жанров и стилей. Программа «Иисус Христос – суперзвезда» – концертное прочтение группой широко известной рок-оперы – демонстрирует во всей полноте мастерство и потенциал джаз-фьюжн в исполнении энтузиастов из «Арсенала».

А. Бушин.

Поделиться в соц. сетях

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *