Маркус Миллер относится к тем джазовым исполнителям, в творческой копилке которых можно найти большое разнообразие. Продюсер и аранжировщик, эндорсер и композитор, мультиинструменталист и живая легенда – это Маркус Миллер без прикрас.
Маркус Миллер: кларнет, басовая гитара и Майлз Дэвис
Свой жизненный путь будущий виртуоз бас-гитары начал в «большом американском яблоке» — Нью-Йорке. Именно здесь в районе Бруклин Маркус Миллер появился на свет в июле 1959 года. В 10-летнем возрасте он, не без помощи своего отца, познакомился с первым музыкальным инструментом – кларнетом. А спустя всего лишь 3 года чернокожий вундеркинд не только уже свободно обращался еще и с фортепиано и бас-гитарой, но и пробовал свои силы как композитор. Гитарные риффы он осваивал самостоятельно, в то же время продолжая брать уроки игры на кларнете в музыкальной школе.
К 1974 году Маркус Миллер, в качестве басиста, входил в состав нескольких начинающих команд, исполнявших ритм-энд-блюз и джаз-фанк. Но не так-то и легко пробиться на музыкальную вершину в стране, где каждый третий – ковбой с банджо под мышкой, а каждый пятый – прирожденный инструментальный виртуоз. Маркусу понадобилось еще 7 лет на поиски собственного стилистического почерка, оттачивание мастерства и «производственную» практику. Лишь в 1981 году своей манерой исполнения он привлек внимание всемирно известного Майлза Дэвиса, который и пригласил талантливого музыканта в свой коллектив.
С этого времени Маркус Миллер полностью погружается в беспокойный мир джаза, концертных импровизаций и сессионной работы. К 1986 году он прекрасно зарекомендовал себя в команде Дэвиса как блестящий инструменталист и неординарный композитор. Вскоре к своим талантам Маркус Миллер добавил еще продюсерскую и аранжировочную деятельность. Этот период в его карьере отмечен сотрудничеством с самыми именитыми мэтрами мировой музыки: Фрэнк Синатра, Дэвид Санборн, Элтон Джон, Лютер Вандросс, Дональд Фэйген и др. Подобная многолетняя практика не могла не принести дивиденды своему творцу – имя Миллера стало синонимом джазовой суперзвезды современности.
Маркус Миллер: соло на таланте, или дуэт с «Грэмми»
В последнее 10-летие 20-го века Маркус Миллер полностью созрел для самостоятельного творчества. Его сольная карьера сопровождается регулярным выходом свежего материала и масштабными гастрольными турами. Все это щедро приправлено великолепием исполнительского мастерства, феерических импровизаций и захватывающей дух многоплановости. Главный акцент всех композиций этого периода – влияние виртуозных бас-гитаристов прошлого.
Marcus Miller три раза был отмечен почетной наградой НАИ США – Most Valuable Player – в номинации «Лучший студийный музыкант». А премия «Грэмми» буквально преследовала его по пятам, не давая спокойно заниматься любимым творчеством. Награждающая рука престижного «закона» настигала его в самых разных ипостасях, как композитора, так и автора-исполнителя сольного альбома. Но это еще не все… Маркус Миллер стал творцом и первопроходцем «слэппинга» – оригинального стиля игры на безладовой бас-гитаре. Этот технический прием дал толчок для развития целого поколения музыкантов и даже стал причиной создания бас-гитары специальной конструкции, которую сегодня используют в своем арсенале многие исполнители.
Несколько раз в своей карьере Маркус Миллер посещал с концертными программами Санкт-Петербург и Москву, участвовал в российских джазовых фестивалях, покоряя своим харизматичным талантом благодарных слушателей. За последние 37 лет он записал более 40 студийных альбомов (как сольных, так и в соавторстве с другими джазовыми корифеями), отыграл тысячи гастрольных аккордо-часов.
Учитывая такую работоспособность и неисчерпаемый талант именитого бас-гитариста, можно смело предположить, что Маркус Миллер еще не раз подарит своим поклонникам новые композиции отменного качества.