Жако Пасториус: прерванное соло


Жако Пасториус прожил всего неполных 36 лет. За столь короткий срок он успел открыть в истории инструментальной музыки совершенно новую страницу. Его новаторская техника игры дает полное право говорить о феномене, который Жако Пасториус создал собственными руками.

Жако Пасториус

Жако Пасториус: на пороге открытия

Первый музыкальный опыт Жако Пасториус приобрел во флоридском городе Форт-Лаудердэйле, куда его семья перебралась из Норристауна, где он и родился за 7 лет до этого — в 1951 году. Будущий бас-гитарист всех времен и основатель джаз-панка начал свою карьеру довольно рано, и совсем не в прославившем его качестве. В 12 лет он занимал место за ударной установкой в одной из местных групп. И только в 1967 году, в силу определенных обстоятельств, Жако предпринимает попытку переквалификации.


Опыт оказался настолько удачным, что уже через год Жако Пасториус вошел в число лучших басистов штата. Пройдет еще 10 лет, и он достигнет самых вершин профессионального мастерства, станет признанным лидером среди мировых инструменталистов. Слушатели и критики в один голос будут называть его самым ярким и феноменальным исполнителем по классу бас-гитары, а его сольные работы станут нетленной классикой жанра. Но всему этому еще только предстоит произойти…

Жако Пасториус

С 1973 года Жако Пасториус становится студентом Университета Майами и параллельно продолжает совершенствовать технику своей игры. Уже в следующем году к нему начинают обращаться известные исполнители с предложениями сессионной работы. В это же время, вместе с тремя другими музыкантами, он записывает джазовый альбом «Jaco». Накапливая профессиональный опыт и разрабатывая новые приемы игры на бас-гитаре, Пасториус собирает материал для сольного дебюта. Он состоялся в 1976 году выходом альбома, на обложке которого значилось лишь имя исполнителя.

Жако Пасториус

Жако Пасториус: стремительность

С января 1976 года, решая проблему ухода бас-гитариста из «Weather Report», лидер коллектива Джо Завинул ищет подходящую замену. Весной ему наконец-то удается урегулировать кадровый вопрос — занимает вакантное место Жако Пасториус. Приход нового басиста круто изменил всю историю «Weather Report». Из группы средней величины вырастает успешная и популярная команда с фирменным звучанием и оригинальным подходом к жанровым трактовкам.

Жако Пасториус

Альбом «Heavy Weather» практически сразу же получил «золото». Жако Пасториус, который принимал самое активное участие в студийном процессе, внес решающий вклад не только в звучание ритм-секции, но и в завершенность и целостность всего саунда. В это время гитарист успевает «подрабатывать» еще и на стороне – в проектах Эла Ди Меолы и Джони Митчелла. Он поражает коллег и слушателей своей невероятной работоспособностью, изобретательной и непредсказуемой техничностью.

Следующие годы Жако Пасториус продолжает студийную и концертную работу с «Weather Report», «Trio Of Doom», где гитаристом был Джон Маклафлин, и «Shadows And Light» Джони Митчелла. Живые выступления этого периода очень ярко демонстрируют выдающиеся способности и импровизационные таланты Жако. В 1980 году он приступает к работе над своим вторым сольным альбомом, который впоследствии положил начало новому и очень успешному проекту «Word Of Mouth». Вплоть до 1986 знаменитый бас-гитарист успевает поработать с самыми разными музыкантами и коллективами.

Жако Пасториус

Еще в 1979 году Жако Пасториус столкнулся с рядом личных проблем, которые находили выход в нервных срывах, неуправляемом поведении на сцене и алкогольных буднях. Из-за постоянного творческого напряжения последних лет, в 1986 году в состоянии здоровья музыканта происходит серьезное обострение, усиленно сопровождаемое синдромом саморазрушения. Осенним днем 1987 года очередной конфликт в одном из клубов Форт-Лаудердэйла закончился для Жако в реанимационном отделении местной больницы, где он скончался через 10 дней — 21 сентября.

Разносторонний музыкант, противоречивая личность, выдающийся мастер басовых соло, создатель собственного жанра панк-джаза. Тысячи почитателей по-прежнему внимательно вслушиваются в те невероятные звуки, которые Жако Пасториус мог извлекать из своей бас-гитары.

А. Бушин.

Поделиться в соц. сетях

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *